Maxim Sladkov (sladkovm) wrote,
Maxim Sladkov
sladkovm

Гонки и велосипеды: уверенный финиш в спринтерской группе

Спортивный азарт, скорость, наглое толкание, работа локтями в тесной группе и невероятные ускорения из каждого поворота - это неполный список причин, по которым стоит увлекаться велоспортом и принимать участия в гонках-критериях.

Наш деревенский критерий - Omloop der Kempen, проходит в рамках мероприятий посвященных одноименной гонке категории UCI-1.2

Этот старт давно был занесен на мой карандаш, как главный в сезоне после Тура Фландрии и даже симптомы вируса гриппа не могли стать у меня на пути.

В прошлом году я продержался в гонке до последнего круга и теперь ставил перед собой задачу уверенного финиша в основной группе. С задачей я более чем справился, пусть и не без помощи парацетамола. Как результат - сопливый, но довольный результатом, приглашаю к обзору тренировочных методов, и обсуждению тактических приемов и ошибок, которыя я допустил во время этой гонки.

OdK2015-1.jpg






Даже если нет гоночной лицензии


OdK2015-11.jpg


OdK2015-4.jpg

Гонщики стартуют в трех категориях - любители, мастера и рекреанты. Разница между любителями и мастерами только в возрасте и во вторую категорию попадают те, кому за 40. В рекреанты записывают тех, у кого нет гоночной лицензии KNWU.

Гоночный круг составляет чуть больше 5-ти километров. Старт в центре деревни, после чего выезд в продуваемые со все сторон поля, и опять возвращение в центр. Формально ездим, как книжка пишет - вокруг церкви. Рекреанты накручивают 8 кругов, мастера 10, любители - 12. Группы не смешиваются.

Не знаю, как ездили любители - у меня там знакомых нет, но Роберто поехал с мастерами и средняя скорость у них оказалась ниже, чем у рекреантов: 41.4 км/ч против наших 42.3 км/час.

Гонки без лицензии - это скорее исключение, чем правило. В большинстве случаев всегда можно купить одновнвную лицензию, но в этот раз чемпионат среди рекреантов носит систематический характер. До конца лета в соседних деревнях пройдет еще 5 стартов, на основании которых определится победиль кубка Кемпена - именно так называет природный регион, который охватывает южную Голландию и северную Фландрию.

Крепкий середнячок


OdK2015-2.jpg


OdK2015-3.jpg

Вспоминая неутешительные результаты прошлого года, когда я всю гонку проболтался в хвосте, а на последнем круге не смог закрыть один из просветов, в этот раз я занял на старте первый ряд и поставил перед собой цель сидеть в первой десятке.

Сразу после стартового выстрела сел третим на колесо и, выехав в поле, понял, что еду в нелепом отрыве. Это один из тех моментов, когда и дергаться еще куда-то рано, но на смены выходить нужно и группа догонять особо не торопится. Я быстро принял и сдал свою смену и начал потихоньку оглядываться назад. К концу первого круга нас нагнали и очень резко обогнали. Как оказалось - этот участок будет самым решающим на дистанции. Тут широкая дорога сужалась, а после нее следовал очень крутой и узкий поворот на финишную прямую. Вся работа по правильному позиционированнию сводилась к тому, чтобы зайти в этот поворот одним из первых.

В этом сужении пришлось разок серьезно поталкаться локтями, так как два орла зажали меня в коробочку и мы даже баранами успели потереться, но все, к счастью, обошлось и даже на поорать времени не было, так как последовал жесткий спринт из узкого поворота на финишную прямую. Этот спринт повторялся каждый круг, ведь в конце прямой можно было заработать призовое пиво и оглашение твоего имени в громкоговоритель, как победителя промежуточного спринта.

Так как я старался держаться в первой десятке, то вынужден был дергаться за каждым отъездом - никогда ведь не знаешь какой из них окажется победным. Все это стоило мне траты лишних сил и, оглядываясь назад, должен сказать, что все эти отъезды - пустая трата времени. Группа всегда настигала и я даже подозреваю, что отъезды организовывали представители двух самых многочисленных команд в группе, чтобы изморить всех остальных.

После одного из таких мини-отрывов я спустился слишком глубоко в хвост и сразу же оказался в окружении людей, что оттормаживаются до нуля в поворотах, а потом пытаются спринтом нагнать группу так, что бедра виляют на всю ширину выделенного полотна. Сидеть за такими ребятами требует больше энергии, чем ответы на атаки спереди, поэтому я сразу же начал искать пути возвращения в голову пачки.

До финиша оставалось два круга и я опять умудрился выбраться в отрыв, но его, по сложившейся традиции, оперативно съели. Последний круг начался, на удивление, спокойно, но это было лишь затишье перед бурей. Перед последним поворотом такая давка началась, что я лишь нашел более-менее приличное колесо и старался его не упустить. На финишную прямую выехал где-то на 20й позиции, продолжил рывок из поворота и обошел пару человек, но ни сил ни смелости на последний рывок в себе не нашел.

Уверенный финиш, уверенное ведение гонки, а отсутствие победного нахальства, спринта и смелости - это дело наживное.



Тактика важнее Ваттов


OdK2015-12.jpg


OdK2015-7.jpg

Если уж совсем объективно, то я занимался глупостями, когда дергался за всеми отрывами. Если посмотреть на мой пульс, то я только на 3-м и 4-м круге позволил себе немного отдохнуть, в то время, как один из участников, который уехал от меня на финише, никуда особо не дергался и регулярно отдыхал на протяжении всей дистанции. Мой пульс показан сверху, а тот, что ниже - это классический пример тактики “жду до финиша”.

Интервалы с высоким пульсом - это борьба за позицию перед финишной прямой, а все остальное время - этот мужик никуда не дергался и спокойно восстанавливался. На финише у него осталось достаточно сил для очень мощного рывка, но в этом героическом порыве он умудрился въехать в клумбу и очень эффектно сальтанул через руль. Отделался легким испугом и парочкой ушибов.

HR_max.tiff

HR_with_rest.tiff

Хуже меня в тактическом плане только Роберто. Он, как я уже говорил, поехал с мастерами и, при средней скорости ниже, чем наша, умудрился напахать на 30 Вт больше в единицах приведенной мощности. Страва дает 266 Вт против моих 238 Вт.

Группа мастеров была раза в 3 меньше нашей и любой отрыв из 5 человек нес в себе опасность. Я наблюдал за мастерами с обочины и каждый раз видел Роберто в голове догоняющей группы. Спасибо, как говорится, за работу, но если всю эту энергию придержать до финиша, то можно ведь и за призовые места побороться.

В той же группе другой наш коллега наездил всего на 231 Вт - так как грамотно читал гонку и уезжал за правильными людьми.

Уверенное прохождение поворотов


OdK2015-8.jpg

Это самый крутой навык, которому я научился в этом сезоне. Прорыв в этом навыке произошел после прочтения книги Reading the Race: bike racing from inside the peloton. Это ни в коем случае не позитивный отзыв о книге - там, в основном, постуллируются совершенно тривиальные вещи о преимуществе драфтинга, организации вертушек и прочего этикета езды в группе, но искусство уверенного поворота описано, на удивление, очень четко и толково: “Если хочешь повернуть влево, то поворачивай руль вправо и наоборот!”

Если это утверждение вызывает чувство диссонанса, то предлагаю погуглить страничку в википедии о принципах работы гироскопа. Переднее колесо велосипеда именно таким гироскопом и является. В конеченом итоге весь процесс контроля велосипеда в повороте нужно называеть не столько steering, сколько counter-steering.

Вооружившись этим правилом я сначала отработал технику во время соло-тренировок, а потом начал вовсю применять ее и во время гонок-тренировок. Техника работает не только в критериях, но и на горных серпантинах. Как всегда лучшее видео о технике поворотов можно найти у ребят с GCN.



Фунциональная подготовка к критериям


OdK2015-9.jpg


OdK2015-10.jpg

Всю зиму я готовился к Туру Фландрии. Начал с общей функциональной подготовки, потом продолжил периодом Sweet Spot и FTP интервалов, а закончил поляризированным периодом объемных и VO2max тренировок.

После Тура Фландрии начинается регулярный велосипедный сезон и тут уже особой структуры нет. По выходным - это арденнские гранфондо, а посреди недели - это групповые тренировки с вело-клубом или тренировочные гонки-критерии.

Если настраиваться в критериях на победу, то нужно, конечно же, приотизировать и убирать Арденны, но, как говорил классик: "нафига так жить?” Поэтому, рискну утверждать, что для участия в критериях без подиумных амбиций, такого микса, как у меня, должно хватать. Арденны следят за поддержанием аэробных способностей, а групповые тренировки и гонки-тренировки следят за тактическими навыками и развитием способностей к восстановлению после анаэробных нагрузок.

Ко всему этому я добавляю регулярную работу по укреплению мышц кора, плиометрику и йогу, но это уже мои личные слабые места, поэтому этот хоровод у меня продолжается круглый год. Главные инструменты в моем арсенале - это приложения FitStar и FitStar Yoga.

Следующая гонка 23 июня и, если меня опять не свалит каким-нибудь вирусом, то постараюсь выступить не хуже, а то гляди и лучше.

Фотографиями в этом году порадовали организаторы. Логи гонки, как всегда, - в страве.




Tags: Голландия и велосипеды
Subscribe

promo sladkovm december 6, 2013 21:58 84
Buy for 100 tokens
В 1984 году Франческо Мозер установил новый часовой рекорд на треке и стал первым в истории велосипедистом, который преодолел рубеж 50 км, улучшив при этом результат великолепного Эдди Меркса почти на 2 километра. Подготовкой Мозера занимался итальянский физиолог Франческо Конкони - пионер…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments