Maxim Sladkov (sladkovm) wrote,
Maxim Sladkov
sladkovm

Categories:

Спорт и велосипеды: деревенский вечерний критериум

Я финишировал. Соло. Пусть и не с той стороны пелотона - в начале последнего круга замешкался в повороте и еле добрал раззадоренную приближением финишной черты группу. После этого сил совсем не осталось и на следующем вираже поезд стремительно унесся без меня.

Avondcriterium_Omloop_der_kempen-1.jpg

Таков результат с моей первой настоящей велосипедной гонки - с выстрелом со стартовой линии, судейским автомобилем, постоянной борьбой за комфортное место в группе и таким накалом страстей и натягиванием в струну, что даже воды некогда было попить.





Критериум, кермесс или гонка вокруг церкви

Критериум или крит - это кольцевая гонка. В профессиональном велоспорте такой формат позволяет сделать гонку более зрелищной и даже дает возможность продавать билеты зрителям. Когда же дело доходит до любительского велоспорта, то формат критериума привлекателен тем, что перекрыл пару улиц, и гоняйся там сколько хочешь.

Как и все самое прекрасное в этом мире, велосипедную гонку-критерий придумали бельгийцы. Во Фландрии такое событие называется кермис и принято считать, что это производное двух слов: kerk - церковь и mis - масса. В Валлонии принято название кермесс, что переводится с французского, как ярмарка. Французское название перекочевало и в другие языки мира.

avondcriterium_omloop-1.jpg

К воскресной службе и сезонной ярмарке критериумы больше не имеют никакого отношения, а проводятся, как сопровождающие мероприятия перед велосипедными гонками на шоссе. Вот и в нашей деревне в воскресенье проходила гонка UCI-1.2 Omloop der Kempen, а за день до этого - вечерний критериум. Сначала 8 кругов по 5 километров для любителей, а потом 12 кругов для гонщиков с лицензией. Круги, как того требуют обычаи, - вокруг церкви.

Мощеные дороги, крутые повороты, рандабауты и ветер в харю

Особенность всех критериумов - это бешенная скорость и опасный паркур. Все деревни в Голландии, например, вымощены плиткой или брусчаткой. Это далеко не тот кошмар, что можно увидеть на Туре Фландрии, но на скорости 40-50 км/час трясет изрядно. К этому всему добавить островки безопасности, клумбы, рандабауты, крутые повороты и становится понятно, что дело приходится иметь не с кругами на треке.

Пикантности соревнованию добавляет и сильный ветер, который в день соревнований, по всем законам подлости, продувал как раз на финишной прямой и задувал сбоку в самом незащищенном деревьями километровом пролете за пределами деревни.

avondcriterium_omloop-2.jpg

avondcriterium_omloop-3.jpg

avondcriterium_omloop_map.tiff



Эффект пружины

В голове группы происходит много всего интересного: одни пробуют уехать в отрыв, другие их добирают, а на последнем круге начинается бескомпромиссная борьба за самое удобную позицию для финишного спринта… Я, к сожалению, не так силен, чтобы бороться за призовые места и преследовал совершенно другие цели: доехать до финиша и не натворить глупостей, которые привели бы к массовому завалу.

Со стартового выстрела задали такой темп, что я даже начал подумывать о том, чтобы сойти и не позориться. На прямых скорость доходила до 50 км/час, а после каждого поворота мне приходилось выворачиваться в спринте на изнанку, с целью добрать колесо едущего спереди. По наивности я даже хотел пробраться поближе к середине группы, но затеял этот маневр как раз на участке с боковым ветром, который быстро остудил мой пыл.

Хуже всего приходилось в поворотах, перед которыми группа притормаживала, после чего резко выстреливала, напоминая эффект пружины. Я в спринтах не силен - так как совершенно их не тренирую, поэтому закрывать образовавшиеся просветы приходилось далеко залезая в резервы выносливости. К примеру, до этой гонки моя кривая мощности упиралась в потолок 800 Ватт, продавленных где-нибудь в Арденнах, но тут, было дело, и 1000 Вт приходилось выкручивать.

avondcriterium_omloop-4.jpg

avondcriterium_omloop-6.jpg

К третьему кругу темп немного успокоился, а я притерся к маршруту и во все повороты старался заходить широко, чтобы не терять скорость. Ехать стало значительно легче и комфортней, но один участок портил мне все карты. Перед самой финишной прямой припасли поворот под прямым углом, который уютно втиснулся между клумбой, рандабаутом и островком безопасности. Въезжать в такой поворот вдвоем - это смерти подобно, так как по внутреннему радиусу можно было улететь в клумбу, а по внешнему упереться в бордюр на скорости 40 км/час.

Группа решила проблему выстроившись в струну, но трудность крылась в том, что после апекса эта струна упиралась в стену встречного ветра. Закрывать дыру тут было очень сложно и каждое прохождение этого участка выжимало из меня все соки.

Именно этот участок и решил в конечном итоге мою судьбу. Перед последним кругом, услышав звон колокола, группа резко прибавила, а мужик, который ехал в струне передо мной, наоборот, слишком резко затормозил. Открывшуюся дырку я с горем-пополам закрыл, но восстановиться во время проезда по деревне не успел. На следующем крутом повороте сил на спринт совершенно не осталось и пришлось докатывать в гордом одиночестве.

avondcriterium_omloop-7.jpg

avondcriterium_omloop-8.jpg

avondcriterium_omloop-9.jpg

Мощность для спринта и мощность для ветра

Глядя на свою кривую мощности, должен отметить, что без хорошего рывка делать в критериумах нечего, так как все усилия длиннее 20 секунд приходились на мощность, которая на 50 Вт ниже моей максимальной для данной продолжительности, а 1000 Вт - это тот потолок, который я смогу повторить только в случае очень высокой мотивации.

power_curve_crit.tiff

speed_power_pbm_crit.tiff

300 Вт, к примеру, - это чуть выше моего функционального порога, поэтому я даже позволил себе небольшую тактическую хитрость. На одном из участков с боковым ветром, где группа выстраивалась в эшелон по двое, я выбирал внешнюю подветренную сторону. Все это для того, чтобы в конце прямой можно было зайти в поворот по внешнему радиусу без потери скорости. О том, чтобы каждый раз перестраиваться и искать оптимальную позицию в пелотоне - не может быть и речи, для этого нужно больше, чем 50 Вт запаса. Отличное видео о том, как ездить в перекрестном ветре, сняли ребята из GCN:





Народ в пелотоне, к слову, ведет себя очень беспардонно. Как только открывается просвет в пол-метра, то всегда появляется желающий в него перестроиться. Все эти хаотичные перестановки держат в постоянном напряжении и являются основной причиной завалов. В этот раз все обошлось, но разочек зигзаг заблокированного колеса удалось увидеть.

Результатом, в принципе, я остался доволен. Жаль, что не удалось заехать на финиш в основной группе, но если подтянуть спринты, то я будут вполне сносным середнячком в любительском пелотоне. До мастеров мне далеко - там средняя скорость была на 3-4 км/час выше. Детали и логи моей гонки - как всегда на Strava.

avondcriterium_omloop-10.jpg

avondcriterium_omloop-11.jpg

avondcriterium_omloop-13.jpg

avondcriterium_omloop-15.jpg

avondcriterium_omloop-16.jpg

avondcriterium_omloop-12.jpg

Все крутые фотографии взяты отсюда, остальное нащелкала Лан и я во время гонки мастеров.




Tags: Голландия и велосипеды
Subscribe

promo sladkovm december 6, 2013 21:58 84
Buy for 100 tokens
В 1984 году Франческо Мозер установил новый часовой рекорд на треке и стал первым в истории велосипедистом, который преодолел рубеж 50 км, улучшив при этом результат великолепного Эдди Меркса почти на 2 километра. Подготовкой Мозера занимался итальянский физиолог Франческо Конкони - пионер…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments